СЛОВО

В настоящем разделе представлены авторские статьи о деятельности Общество «Православное Дело». Если у Вас есть свой интересный материал, то мы сможем его опубликовать. Присылайте Ваш материал на электронную почту Общества.

Андрей Дутов: Дело Веры

Как убедить человека, имеющего такую возможность, помочь православному храму или приходу, находящемуся в другой стране?

Как объяснить, зачем это ему? Ему — это Вам.

Начать, разве, с того, что большинство храмов Русской Церкви, находящихся в других (очень просвещенных, благополучных, часто богатых) странах, банально бедны. Весьма многие бедны настолько, что у церковной общины и своего храма-то нет! Служат, заключив договоры об аренде, в католических, протестантских церквях, даже в помещениях, под храм не приспособленных. Русской Церкви не привыкать за долгие годы гонений: развернул на столе антиминс — вот и Престол готов…

Да, сейчас Русская Церковь не гонима… Но не во всех странах, совсем не во всех. Нередко благополучные, как их принято называть «развитые» страны отчего-то очень опасливо относятся к Православию. Это россиянин ходит в свой приходской храм, не внося имени ни в какие специальные списки, не обязуясь делать  взноса… А вон, к примеру, в богатой Швеции надо непременно состоять в общине, там храм — религиозная организация, с нее налоги берут. И здание под храм получить (для Русской Церкви) порой целая проблема. Православная община в Мюнхене, вон, сколько лет за свой храм билась…

А еще храму нужно убранство. Верно-верно, можно и так… Но русская Православная традиция от первых лет Крещения Руси предполагала храм Божий украшать. Зачем? А затем, что и Тайная Вечеря проходила в «горнице велией, постланной». Да и как не иметь в храме иконостаса? Священник на Великом Входе должен к образам прикладываться. А икона, знаменующая храм, нужна? А… Ну что говорить, многим, наверное, доводилось бывать в храме, где лишь Престол освящен, а «прочее пока не готово». Возникает ощущение: ты пришел просить Господа, а сам ничего не принес…

И не только иконостас необходим в храме. Вам, наверное, доводилось в храмах слышать постоянно задаваемый на свечном ящике вопрос: «Ой, а где тут икона..?» Даже если называется имя чтимых святых или поименования известных образов, хорошо б не слышать в ответ: «Да у нас ее нет». Человек-то пришел именно к этому образу молиться…

Длинно выходит, да? Но не получается пока короче, это ж не маркетинговый «продающий текст»! Хочется объяснить, что Православный храм на любой из «чужих сторон», где живут православные — спасительный корабль для них! Совсем не все, живущие в дальних, и даже ближний странах, миллионеры. Для многих взнос в общину и жертвование за записки, подаваемые на проскомидию — вполне ощутимые деньги. Но они поддерживают свой корабль на плаву, каждый чем может поддерживает! Общины живут дружно, тесно: воскресная и праздничная снедь готовится сообща, необходимые по храму работы выполняются сообща. Но у Православного храма, только обустроенного или еще обустраиваемого (да и в тех храмах, где относительно давно служат) потребностей множество. Нет-нет, не желаний и хотений, — потребностей! Нужд!

Нужны Евангелие напрестольное и служебное, Апостол и Псалтирь, Служебники, сборники акафистов и ноты для хора (даже если хор состоит из прихожан, а он из них и состоит).

В алтаре, кроме образов, нужны потир, дискос со звездицей, копие и лжица. Нужна дарохранительница, выностой крест, семисвечник, напрестольный крест, дароносица, покровцы, сосуды для проскомидии…

А еще священнику, диакону (если он есть в храме) и алтарникам нужно облачение. Речь не о подризнике, а о духовном доспехе, без которого служить-то нельзя… Фелонь, епитрахиль, поручи, пояс. Набедренник и палица, если полагаются… И ведь облачение-то нужно семи цветов! Нельзя же в великопостном служить в Светлую Седмицу, а крещение совершать в зеленом.

Ох, а еще надо б про аналойные иконы на каждый день упомянуть, про кадила и ладан… Нет-нет, не про паникадило! Этот большой светильник в большинстве православных храмов, находящихся в дальних и соседних землях, и повесить-то негде, настолько небольшое помещение эти храмы имеют…

И вот что важно, вернее, с этого бы и начать. Помощь храму, который, как островок веры Православной, стоит в далекой ли, соседней ли земле — это Православное Дело. Вы веруете, и слава Богу! Да ведь преподобный Серафим сказал: «Вера без дел мертва есть». А помощь не в украшении даже порой, а в простейшем обустройстве храма — это Дело с большой буквы! Так повелось от начала Православия.

Но мы человеки… Даже апостолы, точнее, Петр, вопрошали Господа: «Се, мы оставихом вся и в след тебе идохом. Что убо будет нам?» (Мф 19:27) Будет то, важнее чего и не помыслить: молитва. Во время Великого входа на каждой литургии священник и прихожане молятся о «создателях, благоукрасителях и жертвователях храма сего». И на молебнах молятся, и на проскомидии поминают. Насколько это важно, знает каждый, за кого молятся…

Если же не принимать этого во внимание, то помощь православному храму, находящемуся в зарубежье — Дело еще более важное. Такой «корабль», плывущий в мире с другими обычаями, порядками, традициями и верованиями, творит Дело апостольское — проповедь Евангелия. И каждый из приходов радуется, когда община пополняется кем-то из местных жителей. И участвующий в помощи храму — сопричастник апостольского Делания. Можно, находясь далеко, исполнить завет Господа: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» (Мк 16:15). И вера Ваша подкреплена будет делом, Православным делом.

***

Епископ Герасим: Мотоциклетное Паломничество

(вступительное слово к изданию «Молитвослов мотоциклиста)

Поездка на мотоцикле является тем самым компромиссом, который позволяет избежать ненужного комфорта в поездке и в то же время не терять лишнего времени на ожидание на станциях, посадках и пересадках. Мотоциклист открыт влиянию всех природных стихий — солнца, дождя и ветра, жары и холода — точно так же, как путешественники былых времен. Для путешествий пешком или на велосипеде нужно слишком много свободного времени, мотоцикл снимает эту проблему. Таким образом, мотопутешествие — идеальная возможность исследования, отличный инструмент познания и самопознания, даже, в каком то смысле — аскетическое упражнение. Не только прагматические задачи заставляют человека пуститься в дорогу, есть некая потребность души — путешествовать. Поводы и предлоги могут быть самыми разными, но человек со времен Авраама и Одиссея отправляется в путь. И пишет об этом. Древнейшие книги человечества говорят о странствиях. И это не случайно. Путешествие, паломничество, странничество — три важнейшие ступени познания и самопознания. Есть еще варианты невольных скитаний и кочевой жизни, но часто невольное становится добровольным, бывает, что путешествие перерастает в паломничество, а паломник по святым местам становится странником в том смысле, который подразумевал апостол Павел, говоря, что мы не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем (Евр. 13, 14). Странничество же, как полное отрешение от земных привязанностей и страстей, православными святыми отцами-аскетами считается одной из труднейших добродетелей. Однако, связь путешествия и духовного роста отнюдь не автоматическая. Очевидно, что массовый туризм и современная индустрия путешествий основаны на идеях развлечений и удовольствий. Да и езда на мотоцикле не всегда делает человека лучше, паломничество (и мотопаломничество ) не дает индульгенции и билетика в рай, а мнимый странник может оказаться всего лишь бродягой и попрошайкой. Чтобы перемещение в пространстве вело к чему то большему, чем обозрение достопримечательностей, важно жить жизнью Церкви и не слишком доверять себе, иначе можно легко принять еще только искомое за обретенное, а сатану — за ангела света, по выражению того же апостола Павла. Как и все в этом мире, мотоцикл и дорога — инструменты, которые можно использовать как во благо, так и во зло. И есть лишь два достоверных критерия, которые показывают, куда в действительности направлено твое земное странствие — Евангелие Христово и опыт Православной Церкви.

АРХИВ СТАТЕЙ

*Заголовки статей — активные ссылки для скачивания

Православное мировоззрение

Прибавить росту

Церковь и молодежь

Молодежь в Храме

Монашеский труд

Дорога

Объективные новости

Европейская демонократия

Атеизм в сознании россиян

Измерить духовность

Критерии отношения к вере

Медиапространство современного россиянина

 Миссия III тысячелетия

По Русской Дороге

Современное мотопаломничество

Хроники Русской Дороги

Миссия на мотоцикле