ВЛАДИМИРСКИЙ ХОД — Православное дело

ВЛАДИМИРСКИЙ ХОД

История Крестных ходов с иконой Божией Матери Владимирская насчитывает более семи веков и наверное является самой древней Московской историей крестохождения с иконами Пресвятой Богородицы. Ход с Владимирской иконой был одним из самых значимых событий Москвы вплоть до 1918 года, когда лихолетье и богоборчество стерло напрочь это действо, заменив его другими праздниками веселия и праздношатания. Веками иконы Богородицы оберегали Российскую столицу от ворога, болезней и бед, но почти перестали это делать по нашему «прогрессивному» разумению в последние сто лет. Несомненно это происходит и сейчас —  Покров Богородицы не зависит от человеческого неразумения. Общество «Православное Дело» посильно пытается возродить историю известных Московский Крестных ходов с иконами Владимирской, Смоленской, Влахернской Божией Матери.

26 августа 1395 года великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Владимирской Богоматери, принесенную из Владимира  на Кучково поле. На месте встречи иконы, спасшей Москву от нашествия Тамерлана был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, что было расценено как заступничество Богородицы.

Икона Владимирской Божией Матери была пренесена на Кучково Поле по Владимирскому тракту, называемом в народе «Владимирка». Этой дороге посвящена картина известного русского художника Исаака Левитана, которая так и назвается «Владимирка«.

Левитан начал работу над картиной «Владимирка» в 1892 году, когда он несколько месяцев жил во Владимирской губернии и писал эскизы с натуры, находясь у Владимирского тракта — грунтовой дороги, ведущей из Москвы на восток.

Дорога эта существует и сейчас. Странным образом она частично не была закатана в асфальт и проходит тропинками по Измайловскому лесопарку. Конечно все это очень условно в настоящее время, но прямая дорога на Владимир проходит именно так.

4 мая 2025 года состоялся Крестный ход и иконами Владимирской Богородицы и святой Евфросинией (Евдокией) Московской по Владимирскому тракту до Сретенского монастыря, который во многом промыслительно и явно продвинул историю Хода для его участников.

В честь Сретения иконы Владимирской Божией Матери было установлено несколько Княжеских Крестных ходов по маршругу: Успенский собор Кремля — Соборная площадь — Спасские ворота — Лобное место — храм пророка Божия Ильи — Никольская улица — Сретенский монастырь, которые регулярно совершались, явялялись обязательными для приходов и имели государственный статус.  Первый крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь был установлен в память Сретения Владимирской иконы, его совершали 26 августа. Второй крестный ход 23 июня установили в 1480 году в память избавления от нападения армии хана Ахмата. К 1521 году в Москве должны были совершать 4 общегородских крестных хода из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь. С раннего утра на Соборную площадь Кремля к Успенскому собору стекались маленькие крестные ходы. Из каждой церкви приносили хоругви, запрестольную икону и, при наличии, почитаемую святыню (особенные иконы, ковчеги со святыми мощами и т.п.) храма. На Соборную площадь торжественно выносили под покрывалом чудотворный Владимирский образ, окруженный хоругвями и святынями Успенского собора. Хоругви выстраивались полукольцом перед Владимирским образом. Епископы и митрополит стояли на ковриках-орлецах. Во время чтения Евангелия и пения молебна пелены с образа открывали. Действие на остановке хода называли статьей. По ходу движения к Сретенскому монастырю на Лобном месте и на Лубянской площади перед воротами Китай-города также совершали статьи хода с чтением Евангелия. Во дворе Сретенского монастыря хоругви останавливались за алтарями собора, пока митрополит со священным чином служили праздничную Литургию в соборе. После службы чудотворный образ провожали опять до Успенского собора, пели благодарственный молебен и расходились с пением молитв по своим церквям. По времени непрерывные молитвы крестного хода продолжались до 10 часов.

21 апреля 2025 года состоялся Крестный ход по этому маршруту с желанием максимально реконструировать это историческое событие. Ход начался с Праздничной службы в Успенском Соборе Московского Кремля, которую совершил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

По окончании Божественной литургии ход отправился к мощам преподобной Евфросинии Московской, которая пребывает в Архангельском Соборе Кремля и, благословившись у великой русской святой на добрые дела, участники события отправились в путь.

Ход пошел по историческому маршруту к Спасской  (Фроловской) башне Московского Кремля, визуально осмотрев места нахождения древних построек разрушенного Вознесенского монастыря в Кремле, и через выйдя через Кутафью башню участники вышли на маршрут древнего хода с другой стороны. Прочитав молитвы у главной проездной башни Московского Кремля они отправились по маршруту к Храму Пророка Божия Илии, расположенному на улице, названной в его честь.

У Храма Пророка Божия Илии и на других местах маршрута участник Хода читаели Евангелие дня, как положено по Владимирской Крестоходной традиции и через некоторое время достигли конечной точки древнего Пути — Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, где и закончили свой Ход, посвященный возрождению Московской традиции.

*Еще один интересный памятник Московской истории — «Сказание о Владимирской иконе Божией Матери» — монументальное русское произведение второй половины XVI века, обширный компилятивный памятник московской  литературы, повествующий о чудесах Владимирской иконе Божией Матери, святыни Русского государства, защитницы русского народа и «заступления державы Русския». Произведение приурочено к празднику сретения (торжественной встречи) иконы Божией Матери в Москве.

Но это уже другие истории, которые несомненно продолжатся трудами верующего Православного люда земли Московской и Руси.